ѕечорин и √рушницкий. —равнительна€ характеристика героев. (сочинение по роману Ћермонтова ћ.ё. Ђ√ерой нашего времениї)

пїњ

–Я–Ю–Ф–Ф–Х–†–Ц–Ш –У–Ю–Ф–Ю–Ч–Р.–†–£! –°–Ф–Х–Ы–Р–Щ –†–Х–Я–Ю–°–Ґ


—очинени€ / Ћермонтов ћ.ё. / Ђ√ерой нашего времениї

     Ђ√ерой нашего времениї ћ.ё. Ћермонтова вышел отдельным изданием ¬ ѕетербурге весной 1940 года. –оман стал одним из необычайных €влений в русской литературе. Ёта книга вот уже на прот€жении полутора веков служит объектом многочисленных споров и исследований, и нисколько не потер€ла своей жизненной остроты и в наши дни. Ѕелинский писал о ней: Ђ¬от книга, которой суждено никогда не старитьс€, потому что, при самом рождении ее, она была вспрыснута живою водою поэзииї.
√лавный герой романа - ѕечорин - жил в тридцатые годы дев€тнадцатого столети€. Ёто врем€ можно охарактеризовать, как годы мрачной реакции, наступившей после разгрома декабристского восстани€ 1825 года. ¬ это врем€ человек передовой мысли не мог найти приложени€ своим силам. Ќеверие, сомнение, отрицание стали особенност€ми сознани€ молодого поколени€. »деалы отцов они отвергли еще Ђс колыбелиї, а вместе с этим усомнились и в нравственных ценност€х как таковых. ¬от почему ¬.√. Ѕелинский сказал, что Ђѕечорин глубоко страдаетї, не наход€ применени€ необъ€тным силам своей душу.
—оздава€ Ђ√еро€ нашего времениї, Ћермонтов изображал жизнь такой, какой она €вл€лась в действительности. » он нашел новые художественный средства, каких еще не знала ни русска€, ни западна€ литература и которые восхищают нас по сей день соединением свободного и широкого изображени€ лиц и характеров с умением показывать их объективно, Ђвыстраива€ї их, раскрыва€ одного геро€ сквозь воспри€ти€ другого.
ƒавайте же подробнее рассмотрим двух героев романа Ц ѕечорина и √рушницкого.
ѕечорин по происхождению аристократ, получил светское воспитание. ¬ыйд€ из-под опеки родных, он Ђпустилс€ в большой светї и Ђстал наслаждатьс€ бешено всеми удовольстви€миї. Ћегкомысленна€ жизнь аристократа ему вскоре опротивела, наскучило и чтение книг. ѕосле Ђнашумевшей истории в ѕетербургеї ѕечорина ссылают на  авказ. –ису€ внешность своего геро€, автор несколькими штрихами указывает не его аристократическое происхождение: Ђбледныйї, Ђблагородный лобї, Ђмаленька€ аристократическа€ рукаї, Ђослепительно-чистое бельеї. ѕечорин Ц физически сильный и выносливый человек. ќн наделен незаур€дным умом, критически оценивающим окружающий мир. ќн размышл€ет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. ¬ оценке современников самокритичен: Ђћы не способны более к великим жертвам ни дл€ блага человечества, ни даже дл€ собственного нашего счасть€ї. ќн прекрасно разбираетс€ в люд€х, не удовлетвор€етс€ сонной жизнью Ђвод€ного обществаї и дает уничтожающие характеристики столичным аристократам. Ќаиболее полно и глубоко внутренний мир ѕечорина раскрываетс€ в повести Ђ н€жна ћериї, где происходит его встреча с √рушницким.
√рушницкий Ц юнкер, он самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви, Ђзвездочкахї на погонах. ѕроизводить эффект - его страсть. ¬ новом офицерском мундире, расфранченный, пахнущий духами, он отправл€етс€ к ћери. ќн Ц посредственность, ему присуща одна вполне простительна€ в его возрасте слабость Ц Ђдрапироватьс€ в необыкновенные чувстваї, Ђ страсть декламироватьї. ќн как бы стремитс€ играть модную в то врем€ роль разочарованного геро€, Ђсущество, обреченное каким-то тайным страдани€миї. √рушницкий Ц вполне удавша€с€ пароди€ на ѕечорина. ¬от почему молодой юнкер так не при€тен ему.
—воим жалким поведением √рушницкий, с одной стороны, подчеркивает благородство ѕечорина, а с другой, как будто стирает вс€кие различи€ между ними. ¬едь ѕечорин и сам подгл€дывал за ним и кн€жной ћери, что, безусловно, не было поступком благородным. ƒа и кн€жну он никогда не любил, а просто использовал ее доверчивость и любовь дл€ борьбы с √рушницким.
√рушницкий, как человек недалекий, вначале не понимает отношени€ к нему ѕечорина. √рушницкий кажетс€ себе человеком самоуверенным, весьма проницательным и значительным: Ђћне жаль теб€, ѕечоринї, - снисходительно говорит он. Ќо событи€ не уловимо развиваютс€ по замыслу ѕечорина. » вот уже юнкер, обуреваемый страстью, ревностью и негодованием, предстает перед нами в ином свете. ќн оказываетс€ не таким уж и безобидным, способным на месть, бесчестность и подлость. “от, кто совсем недавно, играл в благородство, сегодн€ способен выстрелить в безоружного человека. —цена дуэли раскрывает сущность √рушницкого, стрел€йте, € себ€ презираю, а вас ненавижу. ≈сли вы мен€ не убьете € вас зарежу ночью из-за угла. Ќам на земле вдвоем нет местаЕ √рушницкий отвергает примирение ѕечорин хладнокровно стрел€ет в него. —итуаци€ становитс€ необратимой √рушницкий погибает испив чашу стыда раска€ни€ и ненависти до конца.
Ќакануне дуэли, вспомина€ прожитую жизнь, ѕечорин задумываетс€ над вопросом: зачем он жил? дл€ какой цели родилс€? » тут же сам отвечает: Ђј, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что € чувствую в душе моей силы необъ€тныеї. » тут ѕечорин понимает, что он давно играет Ђроль топора в руках судьбыї . ЂЌеобъ€тные силы душиї Ц и мелкие, недостойные ѕечорина поступки; он стремитс€ Ђлюбить весь мирї Ц и приносит люд€м одно лишь зло и несчастье; наличие благородных, высоких стремлений - и мелкие чувства, владеющие душой; жажда полноты жизни- и полна€ безнадежность, осознание своей обреченности. ѕечорин одинок, положение его трагично, он действительно Ђлишний человекї. Ћермонтов назвал ѕечорина Ђгероем своего времениї, протесту€ этим против романтичности идеализированного представлени€ о современнике, изобразив образ √рушницкого как пародию на романтизм. √ерой дл€ автора - не образец дл€ подражани€, а портрет, составленный из пороков всего поколени€ в полном их развитии.
»так, образ √рушницкого помогает раскрыть главное в центральном герое романа. √рушницкий - кривое зеркало ѕечорина - оттен€ет истинность и значительность переживаний этого Ђстрадающего эгоистаї, глубину и исключительность его натуры. Ќо в ситуации с √рушницким с особой силой раскрываетс€ и вс€ опасность, та€ща€с€ в глубине этого человеческого типа, разрушительна€ сила, котора€ заложена в индивидуалистической философии, присущей романтизму. Ћермонтов не стремилс€ выносить нравственный приговор. ќн лишь с огромной силой показал все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием. ѕечоринство было типичной болезнью времени. » не об этих ли люд€х поколение 30-х годов прошлого века сказал ћ.ё. Ћермонтов в знаменитой Ђƒумеї:
ЂЕ Ќад миром мы пройдем без шума и следа, набросивши векам ни мысли плодовитой не гени€м начатого трудаї.